Флэшбэк

1 post / 0 new
ВаДей
ВаДей's picture
Offline
Last seen: 2 years 1 month ago
Joined: 11 Apr 2010 - 02:14
Флэшбэк

Когда флэшбэки бывают уместны
Майкл Хэйг,
преподаватель сценарного мастерства
Любой учебник по сценарному мастерству настойчиво рекомендует не использовать флэшбэки, ведь за редким исключением, такой прием говорит редактору и продюсеру о низком уровне профессионализма автора. О том, когда флэшбэк все-таки бывает уместным и как правильно его использовать в сценарии, — в статье Майкла Хэйга.

Виды флэшбэков:

Единственный эпизод в прошлом
Этот прием — самый распространенный. Его используют, когда нужно объяснить, например, какой-то факт в биографии персонажа, или дать существенную информацию, необходимую для понимания сюжета.
Например, в фильме «Зомбилэнд» флэшбэк используется для того, чтобы рассказать зрителю, как герой впервые столкнулся с зомби. Получилась милая и смешная вставка, которая многое говорит о герое и объясняет его «непопулярность» у женщин, а также рассказывает, как вообще на земле появились зомби.
Но такие «одинокие» флэшбэки используются крайне редко, поскольку могут нарушить плавный ход повествования и сбить зрителя с толку. К тому же такие отсылки к прошлому часто повторяют эпизоды, о которых мы уже знаем из диалогов. Поэтому я бы не советовал ими злоупотреблять. Хорошего — в меру.

Объяснение
Объяснение часто используют в детективном жанре, когда сыщик рассказывает поверх событий прошлого о том, как он нашел разгадку убийства. Этот прием очень напоминает предыдущий, но его основная цель — расставить для зрителя все точки над «i». Наверное, поэтому его так часто используют на телевидении, где такая четкость нужна. Однако, если у вас картина с очень запутанной концовкой — этот флэшбэк тоже пригодится.

Поэтапное раскрытие истины
Это серия флэшбэков, где каждый эпизод расставлен в хронологическом порядке в течение определенного экранного времени. Таким образом, мы постепенно узнаем о герое или событиях прошлого.
В картине «Я — легенда» мы только к середине фильма узнаем о том, что же произошло на самом деле. Также это излюбленный прием сценаристов различных фильмов о потере памяти («Долгий поцелуй на ночь»), или судебных драм («Ничего личного» или «Несколько хороших парней»), когда сюжет составлен из кусочков «паззла».
Поэтапное раскрытие истины — один из наиболее эффективных приемов флэшбэков. Он создает необходимый саспенс на протяжении всего фильма, и позволяет вам делиться информацией о событиях и героях по частям, а не всем и сразу.

Сразу к началу
Это когда весь фильм рассказан как флэшбэк. Обычно все начинается с пожилого человека (главного героя), который выступает потом в роли рассказчика, а в конце — история возвращается «в наше время», где герой заканчивает повествование.
В таких фильмах, как «Титаник», «Миллионер из трущоб», «Загадочная история Бенджамина Баттона» этот прием использован очень эффективно: аудиторию интригует начало «вот однажды было дело...». А вот вфильмах «Ганди» и «ЛоуренсАравийский» сценаристы пошли от обратного. Картины начинаются со смерти героев, и потом продолжаются рассказом об их славных подвигах.

Тизер
Встречается такой флэшбэк не часто: когда фильм начинается с какой-нибудь сильной сцены из «настоящего времени», а затем все переносится назад, чтобы подвести историю к этой сцене и продолжить повествование дальше.
Картина «Мальчишник в Вегасе» начинается с эпизода, в котором трое мужчина выглядят так, будто попали на войну — они стоят посреди пустыни, возле какой-то разбитой машины, и один из них рассказывает о друге, который в эту минуту должен пожениться в сотне километров от места действия.
То же самое можно встретить в фильмах «Миссия невыполнима 3» и «Майкл Клейтон». Этот прием позволяет сценаристу завладеть внимание зрителя с первых секунд.

Сразу — в прошлое
Некоторые сценарии начинаются с событий в прошлом, и только затем следуют события в настоящем. Так начинаются фильмы «Вверх», «Стар Трэк», «Отступники». Это позволяет зрителю понять и принять дальнейшие поступки героев, предысторию их конфликтов. Если бы мы, например, не видели флэшбэк со смертью отца Вильяма Волоса и других храбрых шотландцев, мы бы не понимали той страсти к свободе, которую испытывает герой «Храброго сердца».

Параллельные сюжетные линии
Это самый сложный прием с использованием флэшбэков. Его можно встретить в картинах «Английский пациент» и «Обычные подозреваемые», где развиваются две совершенно противоположные сюжетные линии, которые завязаны на одном из персонажей и пересекаются в определенный момент истории.
Чтобы написать такой сценарий, нужно увлечь зрителя в обоих сюжетах, причем учитывать, что одни персонажи будут пропадать на время, пока идет повествование о других. По сути, это два фильм в одном, когда каждая история пишется отдельно.
При каждом возврате в прошлое или «перемотке» в настоящее — важно внимательно отнестись к деталям, которые будут держать зрителя в напряжении.

Альтернатива флэшбэкам
Мой лучший совет по использованию флэшбэков — не использовать их вовсе! И не смотря на внушительный перечень картин в каждом из моих примеров, нужно понимать, что там использование флэшбэков выполнено мастерски. А вот в большинстве сценариев, которые мне доводилось читать — ничего, кроме ощущения, что автор выбрал легкий путь, у меня не сложилось. В место того,чтобы найти изящный способ рассказать о прошлом героя, в сценарий чаще всего вставляют скучный флэшбэк.
Не забывайте, что конфликты, которые происходят в настоящем времени — интересней всего, а о прошлом можно рассказать в диалоге. Ведь, в конечном итоге, зрителю не так важно знать о прошлом, лишь необходимый минимум, который можно сформулировать в двух-трех словах.
Вспомните фильмы, где о прошлом именно «рассказывали»: красочные диалоги в картинах «Секреты Лос-Анджелеса», «Челюсти» и «Спасение рядового Райана» вызывают куда больше эмоций, нежели если их представить в картинках. Собственно, это уже задача зрителя.
Наконец, помните, использование флэшбэков — не всегда выход из ситуации, скорее — крайняя мера.
http://www.cinemotionlab.com/think/75

владимир
2011-02-27 14:04:51
[quote="ВаДей"]Пишу: ВСТАВКА[/quote] А вставки и того хуже, что заплатки на Тришкином кафтане.
ВаДей
2011-02-27 13:50:21
Не за что. :phpbbfun: Спасибо Хейгу - растолковал коротко и ясно. А то так и тянет, куда-нить флэшбэк вставить. У меня, правда, обычно вставки в виде снов или воображаемых картинок. Вроде и не флэшбек по Хэйгу, а как его правильно обозвать не знаю. Пишу: ВСТАВКА
автор
2011-02-27 12:55:58
Благодарствую, интересно. Есть над чем подумать.:phpbbfun:

Startup Growth Lite is a free theme, contributed to the Drupal Community by More than Themes.